Информация для родителей
Информация для поступающих в санаторий
Правила поведения пациентов в санатории
Для поступления в БУЗ ВО «Детский специализированный психоневрологический санаторий» на дневной стационар по программе ОМС необходимо:
Документы: |
Сроки годности с момента получения результата на руки |
направление форма №057 (от невролога или педиатра) |
30 дней |
общий анализ крови; |
10 дней |
общий анализ мочи; |
10 дней |
кал на я/г; |
10 дней |
соскоб на энтеробиоз; |
10 дней |
справка об отсутствии контакта по инфекционным заболеваниям в течении 3-х недель и по коронавирусной инфекции в течении 2-х недель |
24 часа для жителей г.Череповца 3 суток для иногородних |
выписка из истории болезни ребёнка (с указанием всех перенесенных заболеваний, обследований, аллергический анамнез) или амбулаторная карта. |
|
данные последних исследований: МРТ,КТ головного мозга, ЭЭГ, осмотр офтальмолог. |
|
копия мед. полиса (с двух сторон) |
|
справка о прививках или копия прививочного сертификата. |
|
копия свидетельства о рождении; |
|
копия СНИЛС; |
|
паспорт официального представителя |
При себе иметь: пеленку, сменную обувь.
По ОМС питания нет
Время поступления в санаторий с 08:00 до 12:30
Для поступление в БУЗ ВО «Детский специализированный психоневрологический санаторий» по путевке на санаторно-курортное лечение необходимо:
Документы: |
Сроки годности с момента получения результата на руки |
общий анализ крови; |
21 дней |
общий анализ мочи; |
21 дней |
кал на я/г; |
10 дней |
соскоб на энтеробиоз; |
10 дней |
справка об отсутствии контакта по инфекционным заболеваниям в течении 3-х недель |
24 часа для жителей г.Череповца 3 суток для иногородних |
Выписка из истории болезни ребенка с указанием всех перенесенных заболеваний, обследований |
|
копия мед. полиса (с обоих сторон) |
|
справка о прививках или копия прививочного сертификата. |
|
паспорт официального представителя |
При себе иметь: пеленку, сменную обувь.
Жалоба на головную боль — одна из самых распространенных у детей.
Симптом возникает вследствие раздражения болевых рецепторов сосудов и оболочек мозга, мышц, слизистых оболочек, а также нервов лица или шеи.
Головная боль у ребенка возникает по самым разным поводам, а вызвавших ее причин одновременно может несколько.
Частые причины головной боли у ребенка:
Сосудистая головная боль.
Вегето-сосудистая дистония.
Воспаление сосудов мозга.
Врожденные пороки развития сосудов мозга.
Повышение или снижение внутричерепного давления.
Токсическое поражение головного мозга.
Интоксикация при острых (ОРВИ, грипп, корь, ангина и т. д.) и хронических (хронические заболевания почек, печени и др.) болезнях.
Отравление лекарствами, химическими веществами, алкоголем, угарным газом и др.
Черепно-мозговые травмы (сотрясение или ушиб, головного мозга, перелом костей черепа и др.).
Мигрень, эпилепсия.
Воспаление мозговых оболочек (менингит, арахноидит).
Заболевания ЛОР-органов (насморк, синусит, отит и др.) и глаз.
Боли, связанные с напряжением (головные боли напряжения, напряжение глазных мышц при близорукости) и воспалением мышц (миозит).
Невриты (воспаления нервов) лицевого и тройничного нервов.
Различные процессы в головном мозге, давящие на мозг объемом (опухоли, кисты, абсцессы) или увеличивающие объем мозга (энцефалит).
Некоторые пороки сердца и заболевания крови.
Деформации костей черепа и шейного отдела позвоночника (экзостозы — костные выросты, остеохондроз шейного отдела позвоночника и др.).
Неврозы и другие причины.
Клинические проявления головной боли
Головная боль может быть давящей, ноющей, пульсирующей, распирающей или сжимающей, возникать по утрам, во второй половине дня или после сна. Локализуется в различных отделах, бывает односторонней (болит левая или правая половина головы). Она может зависеть от положения тела или головы, сопровождаться тошнотой, рвотой, головокружением и другими неприятными симптомами. Головная боль нередко провоцируется различными внешними факторами: эмоциональным напряжением, физической нагрузкой, переменой погоды, вдыханием резких запахов или прослушиванием громкой музыки. Внимательные родители обычно замечают особенности возникновения и течения головной боли у ребенка, что очень помогает врачу в постановке правильного диагноза.
Сосудистая головная боль при синдроме вегетативной дисфункции
К головной боли приводят различные изменения сосудов мозга: спазмы, растяжение за счет усиленного притока крови к мозгу или плохого ее оттока. Сосудистые изменения у детей чаще всего связаны с нарушениями регуляции вегетативной нервной системы, отдела, отвечающего за работу внутренних органов (сердца, кишечника, желудка, легких, различных желез и т. д.) и в том числе за сосудистый тонус. Дети с вегетативной дисфункцией склонны к повышению или снижению: артериального давления. Иногда тонус сосудов у ребенка нестабилен, артериальное давление может то повышаться, то снижаться. Важно понимать, что при вегетативной дисфункции структура и анатомия сосудов не изменена, страдают лишь механизмы, регулирующие их тонус.
Причинами вегетативной дисфункции могут быть травмы и повреждения головного мозга (перинатальная энцефалопатия, сотрясение головного мозга, опухоли, токсические поражения и др.), различные заболевания (болезни почек, сердца, печени, сахарный диабет, психические расстройства и др.). Большую роль играет наследственный фактор. Предрасполагают к развитию вегетативной дисфункции особенности телосложения и психологической организации личности (высокая тревожность, страхи, склонность к ипохондрии, депрессии), стрессы, нарушения режима дня, переутомление, сниженная физическая активность, неблагоприятная эмоционально-психологическая обстановка в семье или школе.
Дети с гипотонией, снижением артериального давления, обычно страдают пульсирующими или тупыми, давящими головными болями, а дети с гипертензией, повышением артериального давления, — распирающими или давящими, сопровождающимися тошнотой и головокружением. Для детей с нарушением венозного оттока из полости черепа характерны утренние головные боли и метеочувствительность (реакции на перемены погоды).
Помимо головных болей и изменения артериального давления вегетативную дисфункцию сопровождают нарушения в работе самых разных органов и систем (дыхательные, желудочно-кишечные расстройства, нарушение мочеиспускания и терморегуляции и др.). Типичные симптомы: чувство нехватки воздуха, зевота, внезапные глубокие вдохи, боли в области сердца, ощущение сердцебиения, тошнота, отсутствие аппетита, изжога, рвота, боли в животе, поносы или запоры, икота, частые мочеиспускания малыми порциями или, наоборот, редкие большими порциями, термоневроз. У детей нередко возникают слабость, вялость, расстройства сна, может снижаться школьная успеваемость, способность к обучению. Характерны различные эмоциональные расстройства: беспричинная тревога, страхи и внутренняя напряженность; истерические всплески и апатия, плаксивость, склонность к депрессии, ипохондрия. Нередко у таких детей все время что-то болит: то в левом боку заколет, то в правом, то сердце прихватит, то голова закружится. Однако при обследовании никакой серьезной органической патологии органов не обнаруживается.
Лечение вегетативной дистонии комплексное, оно включает в себя налаживание режима (здоровый сон, прогулки, умеренные физические нагрузки, полноценное питание и др.), создание благоприятной психологической обстановки в семье и школе, медикаментозное лечение, закаливание, массаж, физиотерапию (электрофорез, электросон, солярий, ванны, душ Шарко, циркулярный душ, парафиновые или озокеритовые аппликации на шейную область и др.), психотерапию, аутотренинг, лечение гипнозом и др. Медикаментозное лечение подбирают в соответствии с вариантом течения вегетативной дистонии, характером симптомов и индивидуальных особенностей ребенка. Назначаются успокаивающие средства (пустырник, валериана, персен и др.), препараты, нормализующие артериальное давление, витамины (нейромультивит, бенфогамма, алвитил, алфаВИТ), ноотропные препараты, улучшающие обменные процессы в головном мозге (ноотропил, пантогам, пирацетам, фенибут, энцефабол, аминалон и др.), средства, улучшающие кровообращение мозга (оксибрал, кавинтон, циннаризин, танакан и др.).
Широко используется фитотерапия. Ребенок с вегетативной дистонией наблюдается и лечится у педиатра, невролога, кардиолога.
Повышение или снижение внутричерепного давления
В толще головного мозга человека расположены тонкие щелевидные полости — желудочки мозга. Желудочки и пространство между черепной коробкой и мозгом сообщаются между собой системой отверстий и заполнены спинномозговой жидкостью (ликвором). Ликвор вырабатывается клетками мозга, свободно циркулирует по полостям и создает определенное постоянное давление в полости черепа. Это и есть внутричерепное давление. Различные патологические состояния (воспалительные процессы в мозге и его оболочках, травмы, опухоли, кисты, врожденные пороки развития мозга, сосудистые заболевания) изменяют давление ликвора на мозг.
Внутричерепная гипертензия — повышение внутричерепного давления. Объем жидкости увеличивается и оказывает давление на болевые рецепторы оболочек и сосудов мозга. При этом характерна распирающая боль, ощущающаяся в глубине головы. Симптом может меняться от положения тела (усиливаться или проходить при перемене позы, сгибании шеи), часто сопровождается рвотой. При значительном повышении внутричерепного давления возникают судороги. У грудных малышей открыты большой родничок и швы черепа. Внутричерепная гипертензия у них может сопровождаться увеличением, выбуханием и пульсацией большого родничка, расхождением швов черепа, быстрым увеличением объема головы. Грудные дети с повышенным внутричерепным давлением обычно беспокойны, плохо спят, сильно срыгивают. Умеренная внутричерепная гипертензия, даже если и начинается в раннем возрасте, не отражается на интеллектуальных способностях ребенка, умственная отсталость у них редка и обычно связана с какими-нибудь сопутствующими заболеваниями.
При повышении внутричерепного давления головную боль купируют мочегонными препаратами (диакарбом, триампуром, глицерином и др.). В случае прогрессирования болезни, приводящего к значительному расширению желудочков мозга, представляющего серьезную угрозу для психического и двигательного развития ребенка, выполняют хирургическую операцию. Полость черепа соединяют с сердцем или брюшной полостью трубочкой (шунтом), по которой удаляется лишняя жидкость.
Внутричерепная гипотензия — снижение внутричерепного давления — встречается сравнительно реже. За счет уменьшения жидкости в полостях мозга сосуды и оболочки мозга натягиваются, и их растяжение приводит к головной боли. Обычно боль проходит при простом сгибании шеи и в положении лежа.
Ребенок с изменениями внутричерепного давления наблюдается и лечится у невропатолога.
Головная боль при инфекционных заболеваниях
Инфекционные заболевания, в том числе большинство ОРВИ, начинаются именно с головной боли. Ее причиной является интоксикация — отравление организма токсическими веществами, образующимися в результате жизнедеятельности микробов и вирусов. Вместе с головной болью при интоксикации возникают слабость, сонливость, ухудшение самочувствия, снижение или отсутствие аппетита и другие симптомы.Головная боль при инфекции обычно сопряжена с повышением температуры, поэтому, если у ребенка внезапно заболела голова, измерьте ему температуру, возможно, он просто заболел.
Головная боль напряжения
Распространена у школьников. Причиной головной боли служит напряжение мышц головы и шеи во время сосредоточенной физической, интеллектуальной или эмоциональной работы. Обычно локализуется в лобной и затылочной областях, проходит после отдыха и расслабления мышц. При длительном неправильном положении головы по отношению к телу затрудняется кровообращение головного мозга, пережимаются нервные окончания. Поэтому возникновению головной боли часто способствует неверная посадка школьника за столом. При необходимости пристально вглядываться происходит напряжение глазных мышц у детей с плохим зрением, если они ходят без очков или очки им не подходят. Глаза могут уставать и у ребенка с нормальным зрением в результате многочасового пребывания перед монитором компьютера или экраном телевизора.
Головную боль напряжения можно расценивать как нездоровую привычку, которую можно устранить, обучив ребенка приемам расслабления мышц. Прежде всего необходимо ликвидировать вредные воздействия (добиться хорошей осанки, правильно подобрать очки, смотреть телевизор не более часа в день, отдыхать и др.). Целенаправленное лечение состоит из гимнастики и расслабляющих процедур (массажа, аутотренинга, иглорефлексотерапии, физиотерапии и др.).
Мигрень
Головная боль при мигрени появляется в результате расширения и пульсирующих колебаний кровеносных сосудов мозга. Склонность сосудов к внезапному изменению тонуса передается по наследству. Клинически мигрень проявляется как приступы (пароксизмы) сильнейших головных болей, обычно односторонних (болит правая или левая половина головы). Между приступами ребенок чувствует себя хорошо, его состояние удовлетворительное.
Внимательные родители и взрослые дети умеют различать предстоящий приступ мигрени: у ребенка снижается настроение, внимание, работоспособность, появляются сонливость; жажда, снижается аппетит. Непосредственно перед приступом типично появление ауры. Это быстро проходящие зрительные, чувствительные или обонятельные ощущения (искры, мелькания, «шашечки», зигзаги перед глазами, выпадение поля зрения, чувство онемения в кончиках пальцев и лице, различные запахи и другие). За аурой следует приступ сильнейшей пульсирующей (как будто в голове стучит пульс) головной боли, которую не снимают никакие обезболивающие лекарства. Особенность детской мигрени в том, что приступы редко носят односторонний характер, как обычно встречается у взрослых. Как правило, у детей боль двусторонняя. На пике приступа может быть рвота, после нее наступает облегчение и ребенок засыпает. Продолжительность приступа от 15 минут до 2 часов, частота возникновения индивидуальна. Лечением мигрени занимается невропатолог.
Головная боль при менингите
Головная боль может быть вызвана воспалением мозговых оболочек инфекционными агентами: менингококком и другими бактериями, вирусами (паротита, клещевого энцефалита, полиомиелита и др.), грибами (кандида). При менингите возникает сильнейшая головная боль, усиливающаяся при перемене положения тела и при любом внешнем раздражении (ярком свете, громких звуках, прикосновении).
Сопровождается рвотой, светобоязнью, повышенной чувствительностью кожи. Характерно определенное положение больного в постели, так называемая «поза легавой собаки»: ребенок лежит на боку с запрокинутой головой и вытянутым туловищем, живот втянут, руки прижаты к груди, ноги согнуты и прижаты к животу.
Попытка согнуть голову больного и прижать ее к груди невозможна из-за резкого напряжения мышц. Менингит также сопровождается специфическими неврологическими симптомами, которые находит врач при осмотре.
Лечение менингита проводится в стационаре в связи с тяжелым состоянием ребенка, серьезно угрожающем его жизни и здоровью.
Воспаление тройничного нерва
Тройничный нерв отвечает за чувствительность лица. Причиной его воспаления (неврита) могут быть переохлаждение, травма и инфекция (часто — вирус герпеса). Клинически проявляется приступами жестоких болей в области щеки, челюстей, головы, может имитировать зубную боль. Иногда сопровождается слёзо- и слюнотечением. При возникновении подобных симптомов у ребенка необходимо обратиться к невропатологу.
Лечение головной боли у ребенка
Лечение головной боли зависит от вызвавшей ее причины. При сильных головных болях применяют обезболивающие препараты: Парацетамол, Эфералган, Нурофен, Ибуфен и др. Из дополнительных «домашних» средств можно порекомендовать следующие рецепты.
Успокаивающим действием обладают трава мяты, душицы и мелиссы. Их можно заваривать отдельно или добавлять в чай.
Хорошо тонизирует и снимает головную боль при усталости черный и зеленый чай.
При головной боли во время простуды хорошо помогает ментоловое масло. Нужно смазать им лоб, виски, кожу за ушами и затылок.
-
Занятия по кинезиологии.
Цель кинезиологических занятий:развитие межполушарного взаимодействия, способствующие активизации мыслительной деятельности.
На занятиях происходит:
*развитие общей и мелкой моторики;
*развитие памяти, внимания, мышления, речи, воображения.
*развитие межполушарных связей;
*создание эмоционально положительного настроя;
*снятие эмоциональной напряженности.
Занятие включает в себя:
*дыхательные упражнения;
*глазодвигательные упражнения;
*телесные упражнения;
*упражнения на развитие общей и мелкой моторики;
*релаксацию. -
Сенсорная интеграция.
Занятия по СИ -это комплекс подобранных упражнений для ребенка, направленных на умение взаимодействовать с внешним миром.
С ребенком проводится работа, которая способствует:
*улучшению координации движений, равновесию, ощущению баланса;
*повышает концентрацию внимания и способствует развитию навыков обучения;
*помогает правильно интерпретировать ощущения полученные от органов чувств;
*формирует умение ориентироваться в себе и управлять своим телом;
*улучшает социальные и коммуникативные навыки. -
Занятия с песком.
Занятия способствуют снижению внутреннего напряжения, развитию творческих способностей, тактильных ощущений, мелкой моторики, речи.
Занятия позволяют преодолевать трудности в общении, психологические травмы, тревожность и низкую самооценку. -
АВА-терапия.
Индивидуальное занятие включает в себя:
*обучение необходимым навыкам;
*использование визуальной поддержки;
*обучение альтернативной коммуникацией;
*коррекция нежелательного поведения и обучение социально приемлемому.
АВА терапия заключается в, формировании навыка, которым должен овладеть ребенок. Деятельность разбивается на звенья, каждое из которых ребенок осваивает отдельно, а затем, как целостную деятельность. При этом активно используются техники подкрепления и стимуляции деятельности, которую выполняет ребенок. -
Занятия по раннему возрасту.
Занятия способствуют интеллектуальному, физическому, творческому и социальному развитию ребенка.
Занятия, включают в себя:
*упражнения по развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения;
*упражнения на развитие координации, крупной и мелкой моторики, равновесия, чувства ритма;
*упражнения на обогащение сенсорного опыта;
*упражнения на развитие эмоциональной сферы;
*динамические паузы.
ЧТО НАДО ЗНАТЬ О РАЗВИТИИ РЕЧИ РЕБЁНКА
(Из книги Н.С.Жуковой «Учимся говорить правильно»)
Новорожденный ребёнок криком выражает свои ощущения: холода, голода, боли или просто усталости. Мать, ухаживая за ребёнком, разговаривает с ним. Нежный, протяжный тон материнской речи привлекает внимание малыша, успокаивает его. Общение с ребёнком обязательно и на следующих этапах жизни: мама должна разговаривать с ним, не смущаясь тем, что не получает ответа на своё обращение.
Ребёнку в развитии его речи помогает повседневное общение с окружающими его людьми. Ребёнок овладевает тем языком, на котором говорят с ним. Подражая речи окружающих, он учится говорить.
К концу 2-го месяца у ребёнка в ответ на обращённые к нему слова появляются неосознанные движения ручками, ножками, улыбка, плач, иногда он даже издаёт неопределённые звуки («о», «а» … и т.п.). В это же время у него появляются звуковые сочетания – гуление: «агу», «агы», «бум», «бу-бу» и т.п.
В 3-4 месяца ребёнок всё чаще повторяет одни и те же звуки. Он уже различает тон голоса: если с ним говорят ласково, ребёнок улыбается, если строго – плачет. Ребёнок слушает говорящего, видит движения его губ и сам шевелит губками, издаёт какие-то пока ещё нечленораздельные звуки и тем самым упражняет свой речевой аппарат. Этот период становления речи имеет огромное значение, так как произносимые малышом сочетания звуков являются прекрасными упражнениями для речевого аппарата ребёнка.
С 4-6 месяцев мать должна знакомить ребёнка с окружающими его людьми, животными, предметами и игрушками, называя их. Произносимые слова малыш постепенно связывает с определёнными лицами и окружающими предметами. «Мяу» для него становится обозначением кошки, «му»- коровы и т.д. Причём матери в своём обращении следует употреблять как «полные» слова (кошка, корова, собака и. т. д.), так и «лепетные», например: «Это кошка. Она кричит: «Мяу-мяу».
Речь взрослых должна быть несколько замедленной, чёткой, что является особенно ценным для усвоения её малышом.
Очень полезно петь ребёнку несложные детские песенки, в которых имеются повторения одних и тех же слов, например:
Бай, бай, бай,
Ты, собачка, не лай!
Ладушки, ладушки,
Где были? У бабушки… и т.д.
Взрослые должны приучать ребёнка и к пониманию названий действий, конечно же, сначала используя простые слова: Дай, на, упал(а), иди, открой, закрой, подай и т.д.
На первых порах родителям, задавая вопрос ребёнку, следует самим же и отвечать на него, например: «Кто это пришёл?» - «Папа пришёл». «Это кто? – «Киса».
Если с ребёнком мало разговаривают и он растёт «один», его речевое развитие задерживается.
Когда у ребёнка нет ещё слов (до года), хорошо учить его звукоподражанию: «Как коровка мычит?( Показать ему игрушку – корову.) – Му», «Как собака лает? – Ав, ав» и т.д.
Очень полезно многократное называние и показ одних и тех же предметов, которые вызывают интерес у ребёнка. В этом случае у ребёнка значительно повышается восприятие. Следует учить ребёнка показывать и отыскивать ту или иную игрушку или предмет: «Где мячик?» «Где зайчик?» «Покажи, где кошечка?» и т.п. Всё это воспитывает у ребёнка понимание речи, то есть понимание значения слов, и пусть вас не смущает, что малыш не может их произнести. Понимание речи является залогом будущего активного словаря ребёнка.
К двум годам у ребёнка уже достаточный запас слов, и надо вызывать и поощрять его речевую активность. Надо чаще задавать ему вопросы стремиться получать ответы. В этом возрасте не надо выполнять его молчаливые (без речевого оформления) требования.
В процессе овладения речью у ребёнка возникает масса вопросов. Эти вопросы должны быть удовлетворены, так как через них малыш познаёт окружающий мир.
С двух лет необходимо приучать ребёнка к рассматриванию картинок, но первое время эти картинки должны быть простыми по своему содержанию (достаточно крупные и красочные изображения животных, игрушек). При рассматривании картинки необходимо пояснять ребёнку их содержание. Можно рассказать содержание несложной книжки с картинками, но не следует перегружать ребёнка трудными непонятными словами. Родителям следует помнить, что часто книжный текст труден маленьким детям, и они лучше воспринимают пересказ. Всё, что взрослыми преподносится ребёнку в речи, должно быть ему понятно и доступно.
В три года у ребёнка часто остаётся неправильным произношение некоторых звуков (С, З, Щ, Ж, Ч, Ц, Ш, Л, Р ), которые могут самостоятельно исправиться к
четырём – пяти годам.
Трёхлетним детям свойственна смягчённость звуков речи, замена одних звуков другими (например, «сяпка» вместо «шапка», «колёва» - корова). В это время особенно важно говорить с ребёнком, чётко произнося все звуки в слове, чтобы он имел возможность усвоить правильное звуковое оформление слова и мог научиться правильно говорить.
Какими должны быть условия для правильного развития речи ребёнка?
Прежде всего он должен быть здоров. Болезни, ослабляющие организм ребёнка, задерживают нормальное развитие речи.
Исключительное значение в развитии речи имеет слух. (У глухого ребёнка речь без специального обучения не развивается.) Даже небольшое снижение слуха является существенным препятствием для правильного формирования речи.
Родителям не следует говорить слишком быстро – скороговоркой, так как дети усваивают темп речи старших.
Ребёнок, поступивший в школу с неправильным произношением звуков, часто не успевает по русскому языку: пишет так же, как говорит.
Если у ребёнка задерживается развитие речи или его речь неправильна ( с заиканием или с нарушением звукопроизношения) – необходима своевременная логопедическая помощь.
ФОРМИРОВАНИЕ ТОНКИХ ДВИЖЕНИЙ ПАЛЬЦЕВ РУК У ДЕТЕЙ
С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.
Одной из важных задач, в работе с детьми, дошкольного возраста- является обучение и воспитание ребенка правильной и чистой речи. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими; он может понятно выразить свои мысли, желания, договориться со сверстниками о совместной игре, и, наоборот, неясная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер. Своевременное формирование правильного произношения имеет большое значение не только для общей культуры речи, но и для успешного овладения грамотой, а при поступлении в школу - для усвоения школьной программы.
Работа по преодолению недостатков развития речевой системы строится с учетом как общедидактических, так и специфических принципов и требует специальной системы и особых методов и приемов.
Одним из важных направлений в работе по развитию речи и исправлению звукопроизношения была и остается работа по формированию у детей тонких движений пальцев рук, так как у детей с расстройствами речи наблюдается в разной степени выраженная общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии мелкой моторики.
На основании исследований ученых Института физиологии детей и подростков АПН (Л.В. Антакова-Фомина, М.М. Кольцова, Е.И. Исенина) была подтверждена связь речевой и пальчиковой моторики. Было установлено, что уровень развития речи детей может зависеть от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
По данным эксперимента, свидетельствующим о тесной связи функции руки и речи, ученые пришли к заключению, что морфологическое и функциональное формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук. Особо подчеркивается, что влияние афферентных (центростремительных) импульсации с мышц руки так значительно только в детском возрасте, пока идет формирование речевой моторной области. Отсюда большое значение придается использованию этого факта в работе с детьми и в случаях своевременного речевого развития, особенно когда развитие речи нарушено. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. По мнению М.М.Кольцовой постоянная работа по тренировке движений пальцев вместе со стимулирующим влиянием на развитие речи, являются «мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга» [1].
Таким образом, формирование словесной речи начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной тонкости. Развитие пальцевой моторики «подготавливает почву» для последующего формирования речи. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, что позволяет использовать более сохранную функцию для коррекции нарушений другой, то при наличии речевого дефекта у ребенка на тренировку его пальцев необходимо обратить особое внимание.
Работу на развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи желательно проводить систематически, уделяя ей по 3- 5 минут ежедневно. С этой целью разнообразные игры и упражнения, входящие в занятия логопеда, воспитателя, могут проводиться в часы, отведенные для игр, во время прогулок, а также в качестве домашнего задания для родителей.
Список литературы
1. Антакова-Фомина Л.B. Стимуляция развития речи у детей раннего возраста путем тренировки движений пальцев рук // Тезисы докладов 24-го Всесоюзного англ. совещ. по проблемам высшей нервной деятельности. - М., 1977.
2. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. - СПб., 2000.
Как получить Социальный налоговый вычет за оплаченные медицинские услуги
Право на применение социального налогового вычета имеют все плательщики НДФЛ-получатели доходов, облагаемых по ставке 13% ( пункт 3 статьи 210 НК РФ).
Согласно пп.3 п.1 ст.219 НК РФ, Социальный налоговый вычет предоставляется Налогоплательщику за медицинские услуги, оплаченные и полученные самим налогоплательщиком , его законному супругу (законной супруге), родителям, детям (в том числе усыновленным) в возрасте до 18 лет, подопечным в возрасте до 18 лет (в соответствии с перечнем медицинских услуг, утвержденным Правительством Российской Федерации), а также в размере стоимости лекарственных препаратов для медицинского применения, назначенных им лечащим врачом и приобретаемых налогоплательщиком за счет собственных средств.
Для получения указанного вычета необходимо подать в налоговую инспекцию по месту жительства декларацию 3-НДФЛ вместе с заявлением на социальный вычет. К декларации необходимо приложить подтверждающие документы:
- справки о доходах по форме 2-НДФЛ,
- копии договора на лечение,
- копии квитанций об оплате,
- оригинал справки об оплате медицинских услуг для представления в налоговые органы (оформляется в соответствии с Приказом Минздрава РФ N 289, МНС РФ N БГ-3-04/256 от 25.07.2001),
- если социальный налоговый вычет заявляется в отношении расходов на лечение детей, супруга (супруги), своих родителей, то также представляется копия документа, подтверждающего родственные отношения: свидетельства о браке, свидетельства о рождении налогоплательщика, свидетельство о рождении ребенка,
- копию лицензии медучреждения (при необходимости ее можно взять на сайте медицинской организации).
ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СПРАВКИ ОБ ОПЛАТЕ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ В БУЗ ВО «ДЕТСКИЙ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКИЙ САНАТОРИЙ» НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКУ НЕОБХОДИМО ПРЕДЪЯВИТЬ:
- Оригинал паспорта налогоплательщика
- Оригиналы договоров на оказание медицинских услуг
Договор на оказание медицинских услуг обязательно должен быть оформлен на налогоплательщика, который планирует получить налоговый вычет, и оплатившего услуги:
- за себя,
- за супруга(гу), находящегося(щуюся) в зарегистрированном браке,
- за своих родителей (но не родителей супруга),
- за своих детей в возрасте до 18 лет.
ДОГОВОР НЕ ИСПРАВЛЯЕТСЯ И НЕ ПЕРЕОФОРМЛЯЕТСЯ.
СПРАВКА НЕ ВЫДАЕТСЯ, если медицинские услуги оплачивает плательщик, являющийся сестрой, братом, свекровью, тестем, гражданским мужем или родителем ребенка старше 18 лет и т.д.
- Оригиналы кассовых чеков
Кассовые чеки об оплате медицинских услуг являются единственным документом, подтверждающим факт оплаты в конце налогового периода. Пожалуйста, сохраняйте чеки!
ЧЕКИ НЕ ВОССТАНАВЛИВАЮТСЯ.
Получить справку об оплате медицинских услуг для представления в налоговые органы может НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИК, обратившись в БУЗ ВО «Детский специализированный психоневрологический санаторий»:
понедельник – пятница, 09:00 – 15:00
г. Череповец, ул. Любецкая, 40, приемная.
+7 (8202) 31-52-10
В случае удаленного проживания налогоплательщика сканированная копия Справки об оплате медицинских услуг для представления в налоговые органы может быть направлена на электронную почту.
Для этого необходимо отсканировать и направить на электронную почту: topolek_san@mail.ru полный пакет документов, перечисленных выше и